THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

Левиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны.

В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 104:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана: “Вот огромное, необъятное море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там”. Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”.

В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон.

Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).

Итак, какое же животное описано в книге Иова? Некоторые исследователи считают, что левиафан – это крокодил. Другие полагают, что это кит или акула. На основании библейского описания наиболее вероятным кажется, что левиафан – это большая морская рептилия, возможно, один из видов динозавров, таких как плезиозавр. Знакомство Иова с динозаврами не является надуманным, учитывая, что эта книга была написана в очень раннее время истории.

Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним?

Левиафан - чудовище, описанное неоднократно в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые демонологи считают, что он относится к демонам и даже является адским принцем. А в определенных современных хаотических религиях он считается верховным божеством.

В статье:

Чудовище Левиафан - зверь из библейской истории

В библейских притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако есть упоминания и о существах, не имевших пары и сотворенных в единственном роде. Возможно - это отражение древних античных мифов о таинственных морских и земных созданиях, поражающих глаз и являющихся настоящими чудищами или монстрами. Такие легенды встречаются у всех народов мира, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не являются исключением.

Одним из подобных зверей было чудовище Левиафан, морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по созданию этого зверя . Там же частично описывается и его облик. Левиафан обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки некоторым более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе это чудовище никоим образом не относится к демонам или злым адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничной силы Господа.

Бегемот и левиафан в книге Иова

Не был Левиафан в Библии и единственным таким существом. Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Вторым был Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Бегемот и Левиафан в книге Иова описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и тем более убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.

История Левиафана и параллели с другими народами

Самые первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских и египетских мифов. Издревле в Египте считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле - сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где вполне могли трансформироваться в сущность Левиафана. Также упоминается похожее существо и в древневавилонских легендах. В них стал единственным, кто смог повергнуть Левиафана - самого сильного слугу, личное морское чудище бога моря по имени Яма .

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается весьма интересная параллель со скандинавской мифологией - там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер неустанно поедают воины, погибшие в бою. Это - однозначное совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его мясо после Страшного Суда. Другой же отсылкой к скандинавской мифологии является и змей Йормунганд - такое же мифическое морское чудовище. Да и сама сцена Страшного Суда, в которой однозначно будут сражаться мифические звери, очень похожа на скандинавский Рагнарёк - конец света.

Легко можно провести параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой , или же с Лернейской Гидрой . А в древнерусской мифологии этот образ однозначно позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо . И подобные аналоги могущественных морских существ с крайне сходными чертами есть практически во всех религиях мира и традициях, что может удивить даже самых заядлых скептиков.

По мнению же ученых, в средние века и в древности с Левиафаном часто могли путать морских зверей. Например, китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторые названия животных на латыни. А в современной культуре Левиафан часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым. Например - с безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Демон Левиафан - кто же он такой

Демон левиафан из сериала Сверхъестественное

В связи с тем, что Левиафан в мифологии считался невероятно сильным и способным на огромные разрушения существом, многие средневековые исследователи и демонологии причисляли его к лику демонов. Так, известный в шестнадцатом веке демонолог Бинсфельд отождествлял демона Левиафана с одним из смертных грехов - завистью, и причислял того к . Он считал, что Левиафан - принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с .

Другие же исследователи и многие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан есть ничто иное, как одно из имен Сатаны. Это - его звериный, разрушительный аспект. Тем не менее большинство самых известных гримуаров, например, никак не указывают на существование такого демона. А это может являться уже весьма важным фактором в исследовании этой фигуры. Ведь большинство известных во всем мире демонов так или иначе, но фигурировали в ситуациях с одержимостями. Но в тщательно задокументированных и подробно описанных случаях одержимости демонами имя Левиафана ни разу не возникает.

Сейчас же превалирует точка зрения, что существо Левиафан, все же являет собой другую силу. Он никак не относится к конфликту Рая и Ада. Левиафан представляется абсолютно нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать и о сути древнегреческого Посейдона или римского Нептуна. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако такая нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес множества исследователей. На их основе впоследствии даже сформировались некоторые отдельные культы.

Ветхозаветный персонаж, морской монстр, созданный Богом и позже убитый архангелом . Чудовищный змей, неуязвимый для оружия, который извергает из пасти пламя.

История происхождения

Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом .

Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.

Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.


Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии - Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».

Легенды и мифы

В ветхозаветной Книге Иова говорится, что поймать левиафана как рыбу нет никаких шансов. Это чудовище с двойным рядом зубов, изрыгающее пламя и искры из пасти. Из ноздрей левиафана валит дым, оружие против него бессильно и от одного взгляда этого чудовищного змея люди падают ниц. Левиафан играет в великом и пространном море и именуется «царем над сынами гордости». А в Книге Исаии говорится, что Господь поразит левиафана своим мечом и убьет это морское чудовище.

В текстах толкователей Торы также встречаются упоминания о левиафане. Считается, что у морского чудовища левиафана нет пары. Бог создал левиафана, как и прочих животных, и вначале существовали самцы и самки. Однако затем Бог решил, что это его создание станет опасным для остальных, если расплодится, и самок уничтожил. Так левиафаны потеряли возможность размножаться.


В одном трактате говорится, что левиафана убьет архангел Гавриил. Мясо чудовища будет приготовлено для пира, который устроит Господь для праведников. А проходить этот пир будет внутри шатра, который сделают из кожи убитого морского монстра.

Левиафан в культуре

Левиафан часто «всплывает» в культуре. назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.


Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.

Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.


Кадр из фильма Андрея Звягинцева "Левиафан"

В 2014 году, российский режиссер снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.

В » левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел , который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.


"Левиафан" в сериале "Сверхъестественное"

Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.

Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.

В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.


В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».

В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка - .

0 Множество поколений людей, придумывали страшных существ, наделённых неодолимой силой, способных уничтожать города и наводить страх и ужас на всё население планеты. Сегодня мы поговорим об ещё одном любопытном создании, которого слабые людишки назвали Левиафан , что значит вы можете прочесть немного ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам посмотреть ещё несколько познавательных новостей по тематике образования и науки. Например, что значит Стереотип , кого называют Пиковая дама , кто такие Пуритане , что такое Липофрения и т. п.
Итак, продолжим, что значит Левиафан ? Этот термин был заимствован из иврита "ливъятан ", и переводится на русский, как "свитый", "скрученный", иногда слово Левиафан используют по отношению к китам.

Левиафан - это огромное и страшное чудовище, живущие в морской пучине, и наводящее страх и ужас на моряков, и жителей прибрежных городов


Описание этого монстра во множестве можно встретить в Ветхом Завете и других христианских и иудейских книгах. Современные демонологи уверены в том, что это существо попало в наш мир из Ада, и является довольно могущественным демоном. Хотя в некоторых современных сектах , его вообще принимают за высшее божество.


В Библии написано, что когда Бог сделал наш мир, он создал каждой паре по паре, чтобы они плодились и размножались, не забывая пожирать друг друга. Однако, из некоторых источников до нас дошла информация, что некоторые создания были помещены на земную твердь без своей пары. Вероятно, эти данные, своими корнями уходят в античность, когда мудрецы тех времён, пугали своих соплеменников, сочиняя сказки, одна страшнее другой.

Стоит отметить, что похожие легенды и предания встречаются практически у всех развитых народов планеты, и евреев, которые и создали Библию, нельзя считать исключением. Как вы наверное поняли, одним из таких чудовищных порождений зла и является Левиафан. В книге Иова можно прочитать подробное описание этого необычного существа.

Этот монстр имеет пару сильных челюстей, большое тело, покрытое очень прочной чешуёй. Этот вид водной твари обладает возможностью выпускать пламя изо рта. Утверждается, что его сила на столько велика, что он может испарять моря (вероятно, просто кипятит воду, это же не ядерное оружие в конце то концов). Так же в книге Иова сказано, что Левиафан не демон, не бог и не является мистическим существом. Он создан из плоти и крови, и является символом бесконечной мощи Господа .

Кстати, на нашей планете проживал ещё один монстр, которого в еврейских притчах называют Бегемотом . По сути , в то время, когда была написана книга Иова , с этими двумя существами не способно было совладать ни одно оружие созданное человеком. Это и понятно, как можно с помощью луков, мечей, копий, пращей и даже стреломётов и баллист поразить существо размером Останкинскую телебашню?


В тех же еврейских предсказаниях написано, что Левиафан и Бегемот сойдутся в страшной битве, и уничтожат друг друга, во время Страшного суда, и когда их мёртвые тела вынесет на берег, они станут пищей для праведников. Которые понятно, настолько проголодаются, что будут поедать, даже эти полуразложившиеся трупы чудовищ. Вот такие у нас праведники, так-то.

В Древнем Египте также знали про Левиафана, и скорее всего эта легенда имела под собой реальные основания. Египтяне в те далёкие времена считали, что их страну с востока защищают страшные рептилии , которые называются крокодилы обитающие в Ниле. Вероятно, описание этих довольно опасных существ, каким-то образом дошло до семитских племён, что дало толчок их фантазии, придумавшей огромную, и мощную тварь. В древневавилонских трактатах также была упомянуто ужасное чудовище, вселяющее страх в сердца самых храбрых воинов .

Некоторые учёные альтернативщики , считают, что динозавры долгое время жили бок о бок с людьми, о чём имеется довольно много вещественных доказательств. Вероятно, люди не раз замечали в море странных огромных животных, и оставшиеся в живых моряки с ужасом описывали этих подводных страшилищ.

Кстати, у скандинавов существовал миф, об огромном кабане, живущего в Асгарде , и мясо которого постоянно вкушают павшие на поле брани воины. Многим кажется, что этот миф, очень близок по смыслу с еврейской притчей, когда праведники будут питаться плотью Левиафана и Бегемота после Страшного суда.


У многих, кто начинает изучать Левиафана, и его собрата Бегемота, начинают закрадываться мысли, что здесь имеется совпадение, между такими древнегреческими монстрами, как Сцилла и Харибда . На Руси же в свою очередь имелось предание о неком чуде-юде, и об огромной рыбе, на которой был выстроен довольно большой посёлок.
Собственно, чего греха таить, таких монстров можно встретить практически во всех преданиях и легендах народов мира.

В наше время Левиафан является отсылкой к власти чиновников, которые словно спрут, оплели всё тело России, и вытягивают из неё все соки.

В связи с тем, что существо, называемое Левиафаном было огромным, и соответственно обладало невероятной для простого человека силой, то средневековые алхимики и учёные склонны были причислить его к демоническому сословию. В 16-м веке жил известный в узких кругах человек по имени Бинсвельд демонолог, который всю свою жизнь исследовал этих непростых созданий. Он утверждал, что Левиафан по сути , является одним из смертных грехов, имя которому - зависть. Он был уверен, что Левиафан по своей мощи и власти равняется с Люцифером (как вообще можно было делать подобные сравнения, непонятно, ведь описываемые существа скорее всего выдумка). Тем более, что самые известные гримуары (книги, описывающие магические процедуры и заклинания для вызова духов/демонов), ни как не упоминают про существование Левиафана. Соответственно, исходя из этого, можно довольно уверенно утверждать, что Левиафан не может быть ничем иным, как обычным существом, хоть и обладающим по истине

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама